ДОКУМЕНТЫ
Просмотреть: Модель-инклюзивного-образования МДОБУ Детский сад №30
Скачать: Закон № 419 ФЗ от 01.12.2014
Просмотреть: Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР
Просмотреть: Порядок обучения детей-инвалидов
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования
Просмотреть: ПРИКАЗ №_1309 от 09.11.2015
План мероприятий (дорожная карта) Министерства образования и науки РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов и предоставляемых на них услуг в сфере образования
Просмотреть: Приказ № 1399 от 02.12.2015
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ
Просмотреть: ДОУ 30 Паспорт доступности 2022
Документы ППк
Просмотреть: Приказ об организации работы ППК на 2022-2023 уч.г
Просмотреть: Положение о логопедической группе
Просмотреть: План работы ППк на 2022-2023
Просмотреть: Положение-о-ППК
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Просмотреть: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
Просмотреть: Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе логопеда
Просмотреть: Речевая готовность к школьному обучению
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о наличии специально оборудованных учебных кабинетов.
МДОБУ «Детский сад №30» – отдельно стоящее здание, расположено внутри жилого комплекса. Материально-техническое обеспечение детского сада позволяет решать задачи воспитания, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Созданы необходимые условия для пребывания и полноценного развития детей всех возрастов, в том числе с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение ДОУ соответствует:
— требованиям СанПиН от 01.01.2021 (СП 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
— требованиям Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 31.12.2020) “Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации”.
В ДОУ функционируют специально оборудованные учебные кабинеты:
№ | Название | Количество | Общая площадь, м2 |
1 | кабинет педагога-психолога | 1 | 12,10 |
2 | кабинет психологической разгрузки | 1 | 12,10 |
кабинет учителя-логопеда | 2 | 13 | |
кабинет ОБЖ | 1 | 12,10 | |
кабинет «Лаборатория» | 1 | 12,10 |
В логопедических кабинетах для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ имеются столы, зеркала для занятий, специальные инструменты для постановки звуков, дыхательные тренажеры, различные коррекционные и дидактические пособия, коррекционно-методическая литература и игры, ноутбуки.
Кабинет педагога-психолога оборудован мягкой мебелью, мягким напольным покрытием, мягкими модулями, комплектами игрушек, инвентарём для творчества и развивающими пособиями для коррекционных занятий с воспитанниками, в том числе приспособленными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты для проведения практических занятий — это оборудованные помещения с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения.
Помещения служат для создания необходимых максимально комфортных условий для развития личности, повышения качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ и полноценного осуществления образовательной деятельности.
№ | Название | Количество | Общая площадь, м2 |
1 | музыкальный зал | 1 | 85,10 |
2 | физкультурный зал | 1 | 86 |
3 | групповые помещения | 12 | 137,2 |
Музыкальный зал оснащен музыкальными играми и пособиями, костюмами и атрибутами, детскими музыкальными инструментами, фортепиано, музыкальным центром, мультимедийной установкой, которые применяются при организации музыкальных занятий с воспитанниками, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В физкультурном зале имеется разнообразный спортивный инвентарь (массажные дорожки, мячи разных диаметров, обручи, баскетбольные кольца, самокаты, гимнастические скамейки, шведские стенки, комплекты для организации подвижных игр и многое другое), который предназначен для использования при организации педагогического процесса с воспитанниками, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Все помещения, где занимаются дети, соответствуют их функциональному назначению и эстетическим требованиям. Оформление интерьера здания, коридоров, лестничных площадок и дополнительных помещений МДОБУ осуществляется с учетом требований эстетики.
В этих помещениях проводится непосредственно-образовательная деятельность и предоставляются образовательные услуги для детей с ОВЗ. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Сведения о наличии библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека в ДОУ не является структурным подразделением. Учебно – методическая, детская литература, периодические издания и учебно – методические пособия находятся в методическом кабинете. Методический кабинет укомплектован методической и детской литературой, дидактическими пособиями и демонстрационными материалами, картинами, аудио, видеоматериалами, мультимедийным оборудованием. Имеется подписка на периодическую печать.
В каждой группе имеется мини-библиотека, сочетающая в себе набор демонстрационных и раздаточных материалов; методическая, художественная литература, хрестоматии для чтения воспитанникам, картотеки, используемые для работы, в том числе с детьми с ОВЗ.
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для проведения физкультурных занятий и утренней гимнастики, в том числе с детьми с ОВЗ, в ДОУ имеется физкультурный зал, оснащенный спортивными комплексами, различными тренажерами, крупными модулями, шведскими стенками, матами, гимнастическими скамейками, баскетбольными щитами, дугами, мячами, беговой дорожкой, канатом, скакалками, обручами, кеглями и другим необходимым оборудованием.
Для создания эмоционального настроя в зале есть магнитофон и пианино.
На территории Учреждения оборудованы:
— физкультурная площадка для занятий и подвижных игр,
— беговая дорожка с разметкой;
— игровая дорожка с разметкой для подвижных игр.
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Группы ДОУ оснащены современной мебелью с учетом антропометрических данных детей, в том числе воспитанников с ОВЗ. Образовательное пространство в группах оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими: магнитофоны, телевизоры), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем для организации различных видов деятельности в соответствии с возрастом детей.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения в ДОУ:
— печатные (методическая литература и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
— электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
— аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
— спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
В учреждении создана современная информационно-техническая база для работы сотрудников.
Учреждение укомплектовано следующим информационно-техническим оборудованием:
4 персональных компьютера;
4 принтера с копировальной системой и сканером ;
5 ноутбуков;
1 мультимедийная установка;
1 музыкальный центр;
6 магнитофонов;
1 цифровой фотоаппарат.
Учреждение имеет выход в Интернет, сайт, электронную почту, телефонную связь.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях, в том числе в работе с детьми с ОВЗ.
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ.
Так как здание учреждения 1990 года постройки и не подлежит реконструкции, доступа в здание для инвалидов нет. При входе в здание установлена кнопка вызова помощника, который оперативно поможет посетителю с инвалидностью и лицам с ОВЗ при любых затруднениях и вопросах. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. В МДОБУ «Детский сад № 30» создаются условия для обеспечения доступа в здание ДОУ для лиц ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Адресной программой адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработанной в рамках Паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 30 «Росинка» комбинированного вида» на 2016—2030гг., утвержденного заведующим 14.03.2016 года. Работа по созданию условий для обеспечения доступа в здание ДОУ подразумевает установку пандуса с поручнями, комплекта звукового маяка для передачи звукового сигнала при входе в здание, поворотных или откидных сидений в туалетных комнатах, специальных тактильных покрытий, противоскользящих профилей и лент, мнемосхем помещений и других условий, запланированных Адресной программой, в установленные сроки.
Сведения о специальных условиях питания воспитанников.
Одна из главных задач, решаемых в МДОБУ «Детский сад №30», – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно- гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Правильное питание ребенка – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.
В ДОУ питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на своем пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход.
Воспитанники учреждения получают 4-х-разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, ужин), обеспечивающее 90% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 20% суточной калорийности, обед — 35%, полдник — 15%, ужин – 20%.
Объем пищи и выход блюд строго соответствует возрасту ребенка.
Питание в учреждении осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста и утвержденного заведующим учреждения.
На основе примерного 10-дневного меню ежедневно, на следующий день составляется меню-требование и утверждается заведующим учреждения. Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет меню – требование составляется отдельно.
При этом учитываются:
— среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы;
— объем блюд для этих групп;
— нормы физиологических потребностей;
— нормы потерь при холодной и тепловой обработки продуктов;
— выход готовых блюд;
— нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд;
— данные о химическом составе блюд;
— требования Роспотребнадзора в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может стать причиной возникновения желудочно-кишечного заболевания, отравления.
В пищеблоке обеспечена электробезопасность, исправно работает все оборудование. Освещение групповых комнат и других помещений, соответствует санитарным нормам.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ получают питание на общих условиях.
Сведения о специальных условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ.
В Учреждении созданы безопасные условия пребывания обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения безопасности обучающихся установлены:
• тревожная кнопка для экстренных вызовов;
• автоматическая пожарная сигнализация;
• на дверь основного входа в здание установлена система контроля и управления доступом в здание.
Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
Основные направления охраны здоровья воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья:
— организация питания обучающихся;
— определение оптимальной нагрузки при организации НОД;
— пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
— организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
— прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
— обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Учреждении;
— профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении;
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется медицинской сестрой; врачом-педиатром, которая работает в детском саду по понедельникам и четвергам и осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.
В ДОУ функционирует медицинский кабинет, оснащенный согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям: имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.
Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Трудовой коллектив ДОУ ежегодно проходит профилактический медицинский осмотр.
В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
В Учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками с ОВЗ организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в адаптированную основную образовательную программу учреждения.
Педагогами разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей, в том числе воспитанников с ОВЗ. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
- составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Отопление, вентиляция в Учреждении функционируют в штатном режиме, что соответствует гигиеническим требованиям. Помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение, искусственное освещение поддерживается люминисцентными, светодиодными светильниками. Мебель в групповых помещениях и кабинетах узких специалистов соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, её расстановка соответствует росто-возрастными особенностями обучающихся.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники МДОБУ «Детский сад №30»» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МДОБУ «Детский сад № 30» имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале;
— музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
— магнитофоны (в каждой возрастной группе)
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Организация инклюзивного образовательного процесса в ДОУ
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
«Инклюзия” в переводе с англ. языка inclusive-означает “включенность», с франц. языка inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю , общим словом — включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях. Инклюзия (включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Инклюзия — формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Вопросы и ответы:
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно (в компенсирующей группе), они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы (комбинированные группы), где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Правила инклюзивного образования в учреждении
- Все воспитанники равны в детском сообществе.
- Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
- Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
- Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
- Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
- Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
Цель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования :
Специфические задачи:
- квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
- интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- создание возможности всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ
Цели и задачи — система задач трех уровней:
- коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
- профилактический — предупреждение отклонений и трудностей в развитии ;
- развивающий — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .
И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе
- Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги, родители(проблема в развитии )
- Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог, логопед, психолог), специалисты, воспитатели
- Реализация рекомендаций консилиума
- Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ
- Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы — беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе.
- Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка.
- Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
- Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ.
- Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ;
- Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности;
- Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
- Индивидуальная программа обучения (ИПО);
- Компетентный подход и инклюзивное образование.
- Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме; Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ;
- Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы;
- Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
- Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования
с детьми:
- беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры , индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде(свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляциии самообслуживания;
с родителями:
- тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии;
с педагогами:
- педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
детско-родительские группы:
- комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.